Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство.
И. Шевелёв (учёный, профессор, доктор медицинских наук, лауреат Авербаховской премии АМН СССР)
И. Шевелёв (учёный, профессор, доктор медицинских наук, лауреат Авербаховской премии АМН СССР)
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути.
На этапе выбора учебного заведения для поступления выпускники могут ознакомиться с актуальной информацией по реализуемым ВУЗом образовательным программам, действующим профессиональным направлениям подготовки специалистов, контрольным цифрам приёма абитуриентов по каждой из доступных для выбора специальностей. Получить подробную информацию можно на официальном сайте Лесосибирского педагогического института филиала Сибирского федерального университета.
Первый этап - предпропедевтический (начальная школа). В этом возрасте происходит интенсивное психологическое развитие ребенка, повышается чувствительность к внешним воздействиям, эмоциональность переживания своих успехов и неудач. У ребенка появляется новая социальная роль - ученик. Он проявляет интерес к новым знаниям и умениям, стремится получить одобрение учителя, одноклассников, родителей.
Задачами профориентационной работы является формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе. Основная психологическая работа должна быть направлена на развитие склонностей, способностей, интереса к учебно¬познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.
На этом возрастном этапе в профориентационной работе преобладает компонент профессионального просвещения; методы и способы могут быть самыми разными: знакомство детей с профессиями родителей и ближайшего производственного окружения, встречи с мастерами своего дела, демонстрация образцов труда, посильное участие в трудовых делах; экскурсии на предприятия; праздники труда; выставки детских работ, конкурсы рисунков и т.д.
В начальной школе не применяются методы профессиональной диагностики, поскольку профессиональные интересы еще слабо дифференцируются, склонности и ценности крайне неустойчивы. Однако данный период является очень благоприятным для их развития.
Второй этап профориентационной работы в школе - пропедевтический (основная школа, 5-7 классы) осуществляется в тесной взаимосвязи с предыдущим, тем самым сохраняется преемственность психолого-педагогического сопровождения профориентации.
В этот период происходит становление чувства взрослости в результате перестройки организма, роста самосознания, формирования отношений с взрослыми и сверстниками, способов социального взаимодействия с ними, развития интересов, углубления познавательной деятельности, стремления к самосовершенствованию. И в то же время психологи отмечают, что подростковый возраст - трудный, противоречивый.
В этот период происходит одновременно и ломка, и становление характера, воли; приобретает большую устойчивость эмоциональная сфера личности. Этот возраст отличается ростом самосознания, повышенным интересом к собственному Я. А если у ребенка не обнаруживается никаких особенных предпочтений и интересов?
Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьники не выделяются своими учебными успехами и, на первый взгляд, в одинаковой степени мало заинтересованно относятся ко всем учебным предметам, даже они непременно обнаруживают склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать и родителям, и педагогам. Не следуе тзабывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть включен в такие занятия, которые позволпрофессиональныеят ему проявить свою умелость, добитьсяспе ух самоопределения, важно особое внимание уделять дальнейшему формированию и осознанию интересов, способностей, ценностей, связанных с продолжением обучения, определением своего места в жизни, обществе. При этом жизненные и планы подростка должны служить основой создания определенного образа жизни, путей реализации своих возможностей.
Учет этих особенностей является принципиально важным а, обрести уверенность в себе. Учитывая возрастные и психологические особенности личности подростка в педагогическом сопровождениив ходе специально организованной деятельности подростков, которая включает приобретение знаний о себе (образ Я) и мире профессионального труда, способах анализа профессиональной деятельности через ознакомление со способами ее достижения: профильное обучение в общеобразовательной школе, в системе профессионального образования. Так приобретается практикоориентированный опыт, связанный с устойчивым познавательным или профессиональным интересом.
Задачами профориентации на пропедевтическом этапе является актуализация у младших подростков значимости профессиональной деятельности, оказание помощи в осознании ими своих интересов, способностей, социальных ценностей с ориентацией на будущую профессиональную деятельность; развитие у школьников личностного смысла выбора профессии, умение соотносить собственные приоритеты с общественными.
Третий этап профориентационной работы - предпрофильный (8-9 классы) - активно-поисковый, направленный на выявление образовательного запроса выпускников основной школы.
Достижению целей способствует вовлечение учащихся в специально организованную деятельность, ориентированную на актуализацию самоопределения подростков в своем будущем: это могут быть учебные курсы, практикумы, тренинги, клубы самоопределения в системе дополнительного образования, профессиональные пробы, комплексная диагностика и самодиагностика, составление портфолио достижений и самопрезентация.
Продолжается профориентация и в системе учебного процесса: на уроках литературы, истории, обществознания и др. Деятельность, нацеленная на оказание помощи подросткам в самоопределении, расширяет границы урока, обогащает его, обеспечивая связь с реальной жизнью, социальной практикой.
Целью профориентационной работы в 9 классе является формирование готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. На этом этапе профильной ориентации учащиеся знакомятся с типами учреждений профессионального образования. Эта работа может включать следующие информационные блоки:
Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательногозапроса школьников осуществляется на основе анкетирования, тестирования, собеседований, проведения фокус-групп, других методов, а также с учетом мнения родителей и педагогов. К диагностике предъявляют следующие требования:
Таким образом, этот этап позволяет дифференцировать массив учащихся в соответствии с их потребностями в различных вариантах профильной подготовки (условно - «я хочу») и привести к самостоятельному выбору профиля обучения (условно - «я могу»).
Четвертый этап профориентационной работы - профильный (10-11 классы) - уточнение социально-профессионального выбора в условиях избранного профиля обучения. Профильная обучение помогает старшеклассникам определиться с продолжением образования и создает условия для повышения готовности к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Продолжается формирование способности учащихся к осознанному выбору профессии, подтверждение, формирование или коррекция профессиональных планов, развитие профессионально важных качеств. На основе предшествующих этапов и результатов педагогического сопровождения необходимо сосредоточить внимание учащихся на формировании и развитии личностных качеств, связанных с выбором направления дальнейшего образования; на определении соответствия избранного профиля обучения дальнейшим профессиональным намерениям, а также возможностям трудоустройства и иным условиям рынка труда.
Решить эту задачу сложно, так как российский рынок труда довольно подвижен и мало предсказуем относительно конкретных профессий. По этой причине целесообразно формировать у старшеклассников обобщенные способы действий, такие метапредметные компетенции, которые будут востребованы всегда и во все времена:
К ключевым компетенциям следует также отнести умение работать на компьютере; знание иностранного языка; умение водить какое-либо автотранспортное средство, быть развитым и информированным человеком.
Итогом основного этапа профессионального ориентирования школьников является наличие обдуманного, реально обоснованного личного профессионального плана выпускника, позволяющего ответить на вопросы:
Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее», охват которого составляет уже более 2,2 млн школьников. На платформе проекта зарегистрировано более 790 тыс. учеников 6–11-х классов, более 337 тыс. обучающихся прошли региональные профориентационные пробы.
Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» вводится для всех обучающихся 6-11 классов. Он нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.
Минпросвещения России разработало и внедрило с 1 сентября 2023 г. во всех школах Российской Федерации единую модель профориентационной деятельности (профминимум). Целевой аудиторией являются обучающиеся 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидность
Профминимум включает три уровня:
Базовый уровень - не менее 40 часов в учебный год
Основной уровень - не менее 60 часов в учебный год
Продвинутый уровень - не менее 80 часов в учебный год
Модель профориентационной деятельности МБОУ "СОШ №6" города Лесосибирска
1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. https://new.atlas100.ru
2. Интерактивный портал агентства труда и занятости населения Красноярского края. Раздел «Информация», вкладка «Атлас профессий» [Электронный ресурс]. http://trud.krskstate.ru/
3. Сайт Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций. Раздел «Содействие профессиональной карьере», вкладка «Профессии будущего» [Электронный ресурс].
https://www.kcp24.ru/sodeystvie-professionalnoy-karere/vybor-professii.php
4. Центр профориентации ПрофГид: Профессии [Электронный ресурс] https://www.profguide.io/professions/
5. НСК – конструктор карьеры для школьников [Электронный ресурс]. https://bc-nark.ru/projects/nsk-konstruktor-karery/pupils/
6. Прохождение профдиагностики на платформе https://карьера.онлайн
7. «Шоу профессий» – проект ранней профориентации для школьников http://шоупрофессий.рф
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie