МБОУ "СОШ №6"
г. Лесосибирск Красноярский край
  • Профориентация

    Если профессия становится образом жизни,  то ремесло превращается в искусство.

    И. Шевелёв (учёный, профессор, доктор медицинских наук, лауреат Авербаховской премии АМН СССР)
     

    Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. 

    • Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
    • Выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Этапы профориентационной работы

    Первый этап - предпропедевтический (начальная школа). В этом возрасте происходит интенсивное психологическое развитие ребенка, повышается чувствительность к внешним воздействиям, эмоциональность переживания своих успехов и неудач. У ребенка появляется новая социальная роль - ученик. Он проявляет интерес к новым знаниям и умениям, стремится получить одобрение учителя, одноклассников, родителей.

    Задачами профориентационной работы является формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе. Основная психологическая работа должна быть направлена на развитие склонностей, способностей, интереса к учебно¬познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.

    На этом возрастном этапе в профориентационной работе преобладает компонент профессионального просвещения; методы и способы могут быть самыми разными: знакомство детей с профессиями родителей и ближайшего производственного окружения, встречи с мастерами своего дела, демонстрация образцов труда, посильное участие в трудовых делах; экскурсии на предприятия; праздники труда; выставки детских работ, конкурсы рисунков и т.д.

    В начальной школе не применяются методы профессиональной диагностики, поскольку профессиональные интересы еще слабо дифференцируются, склонности и ценности крайне неустойчивы. Однако данный период является очень благоприятным для их развития.

    Второй этап профориентационной работы в школе - пропедевтический (основная школа, 5-7 классы) осуществляется в тесной взаимосвязи с предыдущим, тем самым сохраняется преемственность психолого-педагогического сопровождения профориентации.

    В этот период происходит становление чувства взрослости в результате перестройки организма, роста самосознания, формирования отношений с взрослыми и сверстниками, способов социального взаимодействия с ними, развития интересов, углубления познавательной деятельности, стремления к самосовершенствованию. И в то же время психологи отмечают, что подростковый возраст - трудный, противоречивый.

    В этот период происходит одновременно и ломка, и становление характера, воли; приобретает большую устойчивость эмоциональная сфера личности. Этот возраст отличается ростом самосознания, повышенным интересом к собственному Я. А если у ребенка не обнаруживается никаких особенных предпочтений и интересов?

    Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьники не выделяются своими учебными успехами и, на первый взгляд, в одинаковой степени мало заинтересованно относятся ко всем учебным предметам, даже они непременно обнаруживают склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать и родителям, и педагогам. Не следуе тзабывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть включен в такие занятия, которые позволпрофессиональныеят ему проявить свою умелость, добитьсяспе ух самоопределения, важно особое внимание уделять дальнейшему формированию и осознанию интересов, способностей, ценностей, связанных с продолжением обучения, определением своего места в жизни, обществе. При этом жизненные и планы подростка должны служить основой создания определенного образа жизни, путей реализации своих возможностей.

    Учет этих особенностей является принципиально важным а, обрести уверенность в себе. Учитывая возрастные и психологические особенности личности подростка в педагогическом сопровождениив ходе специально организованной деятельности подростков, которая включает приобретение знаний о себе (образ Я) и мире профессионального труда, способах анализа профессиональной деятельности через ознакомление со способами ее достижения: профильное обучение в общеобразовательной школе, в системе профессионального образования. Так приобретается практикоориентированный опыт, связанный с устойчивым познавательным или профессиональным интересом.

    Задачами профориентации на пропедевтическом этапе является актуализация у младших подростков значимости профессиональной деятельности, оказание помощи в осознании ими своих интересов, способностей, социальных ценностей с ориентацией на будущую профессиональную деятельность; развитие у школьников личностного смысла выбора профессии, умение соотносить собственные приоритеты с общественными.

    Третий этап профориентационной работы - предпрофильный (8-9 классы) - активно-поисковый, направленный на выявление образовательного запроса выпускников основной школы.

    Достижению целей способствует вовлечение учащихся в специально организованную деятельность, ориентированную на актуализацию самоопределения подростков в своем будущем: это могут быть учебные курсы, практикумы, тренинги, клубы самоопределения в системе дополнительного образования, профессиональные пробы, комплексная диагностика и самодиагностика, составление портфолио достижений и самопрезентация.

    Продолжается профориентация и в системе учебного процесса: на уроках литературы, истории, обществознания и др. Деятельность, нацеленная на оказание помощи подросткам в самоопределении, расширяет границы урока, обогащает его, обеспечивая связь с реальной жизнью, социальной практикой.

    Целью профориентационной работы в 9 классе является формирование готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. На этом этапе профильной ориентации учащиеся знакомятся с типами учреждений профессионального образования. Эта работа может включать следующие информационные блоки:

    • арактеристика уровней и перспектив профессионального образования; 
    • ограничения и риски, связанные с приобретением профессионального образования в учреждениях профессионального образования различных типов и уровней;
    • презентация учебных заведений различных типов и уровней, выпускники которых востребованы на рынке труда данного региона;
    • знакомство с наиболее яркими и типичными примерами, свидетельствующими о путях достижения профессионального успеха бывшими выпускниками школ данного региона.

    Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательногозапроса школьников осуществляется на основе анкетирования, тестирования, собеседований, проведения фокус-групп, других методов, а также с учетом мнения родителей и педагогов. К диагностике предъявляют следующие требования:

    • возможность применения ее средств в экспресс-режиме;
    • «прозрачность» и доступность самой процедуры и интерпретации ее результатов для педагогов и родителей;
    • соответствие профориентационных средств задачам профильной ориентации;
    • необходимость фиксации результатов предпрофильной подготовки «на входе» (в конце 8 или начале 9 класса) и «на выходе» (в конце 9 класса) при помощи повторного использования банка диагностических процедур.

    Таким образом, этот этап позволяет дифференцировать массив учащихся в соответствии с их потребностями в различных вариантах профильной подготовки (условно - «я хочу») и привести к самостоятельному выбору профиля обучения (условно - «я могу»).

    Четвертый этап профориентационной работы - профильный (10-11 классы) - уточнение социально-профессионального выбора в условиях избранного профиля обучения. Профильная обучение помогает старшеклассникам определиться с продолжением образования и создает условия для повышения готовности к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

    Продолжается формирование способности учащихся к осознанному выбору профессии, подтверждение, формирование или коррекция профессиональных планов, развитие профессионально важных качеств. На основе предшествующих этапов и результатов педагогического сопровождения необходимо сосредоточить внимание учащихся на формировании и развитии личностных качеств, связанных с выбором направления дальнейшего образования; на определении соответствия избранного профиля обучения дальнейшим профессиональным намерениям, а также возможностям трудоустройства и иным условиям рынка труда.

    Решить эту задачу сложно, так как российский рынок труда довольно подвижен и мало предсказуем относительно конкретных профессий. По этой причине целесообразно формировать у старшеклассников обобщенные способы действий, такие метапредметные компетенции, которые будут востребованы всегда и во все времена:

    • умение анализировать любую ситуацию, принимать адекватные решения; •
    • способность предвидеть результат своей деятельности, как ближний, так и дальний; 
    • способность и умение аргументировать свои доводы;
    • уметь осуществлять деловые контакты;
    • быть принципиальным и честным.

    К ключевым компетенциям следует также отнести умение работать на компьютере; знание иностранного языка; умение водить какое-либо автотранспортное средство, быть развитым и информированным человеком.

    Итогом основного этапа профессионального ориентирования школьников является наличие обдуманного, реально обоснованного личного профессионального плана выпускника, позволяющего ответить на вопросы:

    • представителем какой профессии я хочу стать;
    • в каком учебном заведении приобрету эту профессию;
    • где я буду работать через несколько лет;
    • и на всякий случай, подобрать запасной вариант профессионального образования: «если не поступлю, то…».

    Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее», охват которого составляет уже более 2,2 млн школьников. На платформе проекта зарегистрировано более 790 тыс. учеников 6–11-х классов, более 337 тыс. обучающихся прошли региональные профориентационные пробы.

    Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» вводится для всех обучающихся 6-11 классов. Он нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.

    Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.

    Минпросвещения России разработало и внедрило с 1 сентября 2023 г. во всех школах Российской Федерации единую модель профориентационной деятельности (профминимум). Целевой аудиторией являются обучающиеся 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидность

    Профминимум включает три уровня:

    Базовый уровень -  не менее 40 часов в учебный год

    Основной уровень - не менее 60 часов в учебный год

    Продвинутый уровень -  не менее 80 часов в учебный год

    Уровни реализации

    Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс.
    ПРОФМИНИМУМ – единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.

     Модель профориентационной деятельности МБОУ "СОШ №6" города Лесосибирска

    Дополнительное образование выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей Внеурочная деятельность цикл профориентационных занятий «Россия – Мои горизонты»
    Взаимодействие с родителями или законными представителями родительские собрания, участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий
    Урочная деятельность профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности и т.д
    Практико-ориентированный модуль экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в ОО СПО и ВО, открытых уроков и т.д.
    Профильные предпрофессиональные классы (группы)
    Грамотно организованная профориентационная работа на всех этапах обучения помогает обучающимся раскрыть свой потенциал, впервые задуматься о том, кем стать в будущем и сделать выбор в пользу той или иной профессии. Активное содействие педагогического коллектива в профессиональном самоопределении не только готовит обучающихся к осознанному и правильному выбору профессии, но и дает им возможность успешно адаптироваться в обществе и будущей профессиональной сфере.

    1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс].    https://new.atlas100.ru

    2. Интерактивный портал агентства труда и занятости населения Красноярского края. Раздел «Информация», вкладка «Атлас профессий» [Электронный ресурс].    http://trud.krskstate.ru/

    3. Сайт Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций. Раздел «Содействие профессиональной карьере», вкладка «Профессии будущего» [Электронный ресурс].
    https://www.kcp24.ru/sodeystvie-professionalnoy-karere/vybor-professii.php

    4. Центр профориентации ПрофГид: Профессии [Электронный ресурс]   https://www.profguide.io/professions/

    5. НСК – конструктор карьеры для школьников [Электронный ресурс]. https://bc-nark.ru/projects/nsk-konstruktor-karery/pupils/

    6. Прохождение профдиагностики на платформе   https://карьера.онлайн

    7. «Шоу профессий» – проект ранней профориентации для школьников  http://шоупрофессий.рф

    • Все документы
    • Планы
    • Рабочие программы

    Новости и события

    «Лучший по профессии».
    15 марта 2024, 06:13

    Губерт Ульяна заняла 2 место на краевом этапе регионального конкурса «Лучший по профессии» в номинации изготовление сувенирной продукции.
    Фото-выставка "Мои родители в профессии".
    18 марта 2024, 17:54

    В рамках Единого дня профориентации "Профессия путь к успеху", в нашей школе прошла фото-выставка "Мои родители в профессии.
    "Профессия - путь к успеху".
    18 марта 2024, 18:40

    В рамках недели профориентации ученики 8х и 9х классов нашей школы посетили мероприятие Лесосибирского медицинского техникуму "Профессия - путь к успеху"
    «Абилимпикс» - 2024 в Лесосибирске.
    19 марта 2024, 19:38

    Сегодня в Лесосибирске стартовал региональный этап чемпионата «Абилимпикс» по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и людей с ОВЗ
    "Все профессии важны".
    20 марта 2024, 16:19

    В рамках единого дня профориентации в нашей школе подготовлена выставка рисунков учеников начальной школы по теме "Все профессии важны" Ребята очень старались нарисовали профессии, которые им очень нравятся или изобразили профессии мечты.
    Формула выбора профессии.
    16 марта 2024, 16:31

    12 марта в нашей школе состоялась встреча специалиста Центра занятости города Лесосибирска с учащимися 9 классов.
    Региональный чемпионат профессионального мастерства Абилимпикс.
    20 марта 2024, 17:15

    Поздравляем ученика 9 г кл Шишонкова Дмитрия со 2 местом в региональном чемпионате профессионального мастерства Абилимпикс ?
    "Абилимпикс" по компетенции "Изобразительное искусство".
    21 марта 2024, 17:37

    Поздравляем нашу ученицу Елену Прокудину и учителя изобразительного искусства Белоусову Ольгу Александровну со 2 местом
    Классные родительские собрания.
    23 марта 2024, 16:46

    С 18 марта по 22 марта в нашей школе для родителей учеников 6-11 классов прошли классные родительские собрания по теме «Россия мои горизонты».
    Ярмарка учебных мест.
    23 марта 2024, 17:20

    22 марта обучающиеся школ города побывали на Ярмарке учебных мест, которая была организована Городским Центром занятости населения на базе Лесосибирского филиала Сибирского государственного университета им. М.Ф. Решетнёва.
    Фестиваль «Молодые профессионалы города Лесосибирска».
    25 марта 2024, 19:25

    25 марта учащиеся 4а класса Машарчак Максим и Соколов Артем приняли участие в фестивале «Молодые профессионалы города Лесосибирска» по компетенции "КУБОРО"
    Компетенция "Мультимедиакоммуникации" 14+..
    27 марта 2024, 17:40

    Команда "Шестой Прожектор" принимает участие в городском конкурсе "Молодые профессионалы Лесосибирска" по компетенции "Мультимедиакоммуникации" 14+.
    Компетенция "Мультимедиакоммуникации" 14+..
    27 марта 2024, 17:43

    Команда "Прожекторята" принимает участие в городском конкурсе "Молодые профессионалы Лесосибирска" по компетенции "Мультимедиакоммуникации" 14+.
    Молодые профессионалы Лесосибирска.
    29 марта 2024, 18:29

    Сегодня в Центре дополнительного образования состоялось торжественное награждение победителей фестиваля профессионального мастерства среди школьников "Молодые профессионалы - 2024" по технологии ЮниорПрофи.
    Краевая олимпиада по психологии для старшеклассников.
    29 марта 2024, 18:47

    Ученик 10А класса Константин Чернышев принял участие в очном туре краевой олимпиады по психологии для старшеклассников.
    Городской конкурс "ШАНС".
    29 марта 2024, 19:10

    28 марта в Центре дополнительного образования проходил городской конкурс детского и юношеского изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Шанс-2024».
    «Мир вокруг нас».
    02 апреля 2024, 17:54

    2 апреля наша школа организовала проведение городской олимпиады по социально бытовой ориентировке «Мир вокруг нас» .
    XIV Межрегиональный профориентационный фестиваль «ПрофYESиЯ».
    04 апреля 2024, 18:32

    Профориентационная работа нашей школы оценена на уровне края.
    Зональный этап краевой олимпиады по СБО «Мир вокруг нас».
    04 апреля 2024, 19:07

    3 апреля состоялся зональный этап краевой олимпиады по СБО «Мир вокруг нас» среди обучающихся, осваивавших АООП УО .
    Лесной класс.
    11 апреля 2024, 06:25

    Для учеников ЛЕСНОГО КЛАССА начался новый модуль обучения «Искусственный интеллект в лесной отрасли».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie