Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство.
И. Шевелёв (учёный, профессор, доктор медицинских наук, лауреат Авербаховской премии АМН СССР)
И. Шевелёв (учёный, профессор, доктор медицинских наук, лауреат Авербаховской премии АМН СССР)
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути.
Первый этап - предпропедевтический (начальная школа). В этом возрасте происходит интенсивное психологическое развитие ребенка, повышается чувствительность к внешним воздействиям, эмоциональность переживания своих успехов и неудач. У ребенка появляется новая социальная роль - ученик. Он проявляет интерес к новым знаниям и умениям, стремится получить одобрение учителя, одноклассников, родителей.
Задачами профориентационной работы является формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе. Основная психологическая работа должна быть направлена на развитие склонностей, способностей, интереса к учебно¬познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.
На этом возрастном этапе в профориентационной работе преобладает компонент профессионального просвещения; методы и способы могут быть самыми разными: знакомство детей с профессиями родителей и ближайшего производственного окружения, встречи с мастерами своего дела, демонстрация образцов труда, посильное участие в трудовых делах; экскурсии на предприятия; праздники труда; выставки детских работ, конкурсы рисунков и т.д.
В начальной школе не применяются методы профессиональной диагностики, поскольку профессиональные интересы еще слабо дифференцируются, склонности и ценности крайне неустойчивы. Однако данный период является очень благоприятным для их развития.
Второй этап профориентационной работы в школе - пропедевтический (основная школа, 5-7 классы) осуществляется в тесной взаимосвязи с предыдущим, тем самым сохраняется преемственность психолого-педагогического сопровождения профориентации.
В этот период происходит становление чувства взрослости в результате перестройки организма, роста самосознания, формирования отношений с взрослыми и сверстниками, способов социального взаимодействия с ними, развития интересов, углубления познавательной деятельности, стремления к самосовершенствованию. И в то же время психологи отмечают, что подростковый возраст - трудный, противоречивый.
В этот период происходит одновременно и ломка, и становление характера, воли; приобретает большую устойчивость эмоциональная сфера личности. Этот возраст отличается ростом самосознания, повышенным интересом к собственному Я. А если у ребенка не обнаруживается никаких особенных предпочтений и интересов?
Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьники не выделяются своими учебными успехами и, на первый взгляд, в одинаковой степени мало заинтересованно относятся ко всем учебным предметам, даже они непременно обнаруживают склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать и родителям, и педагогам. Не следуе тзабывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть включен в такие занятия, которые позволпрофессиональныеят ему проявить свою умелость, добитьсяспе ух самоопределения, важно особое внимание уделять дальнейшему формированию и осознанию интересов, способностей, ценностей, связанных с продолжением обучения, определением своего места в жизни, обществе. При этом жизненные и планы подростка должны служить основой создания определенного образа жизни, путей реализации своих возможностей.
Учет этих особенностей является принципиально важным а, обрести уверенность в себе. Учитывая возрастные и психологические особенности личности подростка в педагогическом сопровождениив ходе специально организованной деятельности подростков, которая включает приобретение знаний о себе (образ Я) и мире профессионального труда, способах анализа профессиональной деятельности через ознакомление со способами ее достижения: профильное обучение в общеобразовательной школе, в системе профессионального образования. Так приобретается практикоориентированный опыт, связанный с устойчивым познавательным или профессиональным интересом.
Задачами профориентации на пропедевтическом этапе является актуализация у младших подростков значимости профессиональной деятельности, оказание помощи в осознании ими своих интересов, способностей, социальных ценностей с ориентацией на будущую профессиональную деятельность; развитие у школьников личностного смысла выбора профессии, умение соотносить собственные приоритеты с общественными.
Третий этап профориентационной работы - предпрофильный (8-9 классы) - активно-поисковый, направленный на выявление образовательного запроса выпускников основной школы.
Достижению целей способствует вовлечение учащихся в специально организованную деятельность, ориентированную на актуализацию самоопределения подростков в своем будущем: это могут быть учебные курсы, практикумы, тренинги, клубы самоопределения в системе дополнительного образования, профессиональные пробы, комплексная диагностика и самодиагностика, составление портфолио достижений и самопрезентация.
Продолжается профориентация и в системе учебного процесса: на уроках литературы, истории, обществознания и др. Деятельность, нацеленная на оказание помощи подросткам в самоопределении, расширяет границы урока, обогащает его, обеспечивая связь с реальной жизнью, социальной практикой.
Целью профориентационной работы в 9 классе является формирование готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. На этом этапе профильной ориентации учащиеся знакомятся с типами учреждений профессионального образования. Эта работа может включать следующие информационные блоки:
Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательногозапроса школьников осуществляется на основе анкетирования, тестирования, собеседований, проведения фокус-групп, других методов, а также с учетом мнения родителей и педагогов. К диагностике предъявляют следующие требования:
Таким образом, этот этап позволяет дифференцировать массив учащихся в соответствии с их потребностями в различных вариантах профильной подготовки (условно - «я хочу») и привести к самостоятельному выбору профиля обучения (условно - «я могу»).
Четвертый этап профориентационной работы - профильный (10-11 классы) - уточнение социально-профессионального выбора в условиях избранного профиля обучения. Профильная обучение помогает старшеклассникам определиться с продолжением образования и создает условия для повышения готовности к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Продолжается формирование способности учащихся к осознанному выбору профессии, подтверждение, формирование или коррекция профессиональных планов, развитие профессионально важных качеств. На основе предшествующих этапов и результатов педагогического сопровождения необходимо сосредоточить внимание учащихся на формировании и развитии личностных качеств, связанных с выбором направления дальнейшего образования; на определении соответствия избранного профиля обучения дальнейшим профессиональным намерениям, а также возможностям трудоустройства и иным условиям рынка труда.
Решить эту задачу сложно, так как российский рынок труда довольно подвижен и мало предсказуем относительно конкретных профессий. По этой причине целесообразно формировать у старшеклассников обобщенные способы действий, такие метапредметные компетенции, которые будут востребованы всегда и во все времена:
К ключевым компетенциям следует также отнести умение работать на компьютере; знание иностранного языка; умение водить какое-либо автотранспортное средство, быть развитым и информированным человеком.
Итогом основного этапа профессионального ориентирования школьников является наличие обдуманного, реально обоснованного личного профессионального плана выпускника, позволяющего ответить на вопросы:
Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее», охват которого составляет уже более 2,2 млн школьников. На платформе проекта зарегистрировано более 790 тыс. учеников 6–11-х классов, более 337 тыс. обучающихся прошли региональные профориентационные пробы.
Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» вводится для всех обучающихся 6-11 классов. Он нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.
Минпросвещения России разработало и внедрило с 1 сентября 2023 г. во всех школах Российской Федерации единую модель профориентационной деятельности (профминимум). Целевой аудиторией являются обучающиеся 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидность
Профминимум включает три уровня:
Базовый уровень - не менее 40 часов в учебный год
Основной уровень - не менее 60 часов в учебный год
Продвинутый уровень - не менее 80 часов в учебный год
Модель профориентационной деятельности МБОУ "СОШ №6" города Лесосибирска
1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. https://new.atlas100.ru
2. Интерактивный портал агентства труда и занятости населения Красноярского края. Раздел «Информация», вкладка «Атлас профессий» [Электронный ресурс]. http://trud.krskstate.ru/
3. Сайт Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций. Раздел «Содействие профессиональной карьере», вкладка «Профессии будущего» [Электронный ресурс].
https://www.kcp24.ru/sodeystvie-professionalnoy-karere/vybor-professii.php
4. Центр профориентации ПрофГид: Профессии [Электронный ресурс] https://www.profguide.io/professions/
5. НСК – конструктор карьеры для школьников [Электронный ресурс]. https://bc-nark.ru/projects/nsk-konstruktor-karery/pupils/
6. Прохождение профдиагностики на платформе https://карьера.онлайн
7. «Шоу профессий» – проект ранней профориентации для школьников http://шоупрофессий.рф
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie