Константин Дмитриевич Ушинский
Психолого-педагогический класс
"Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя"
Нормативно-правовое обеспечение открытия в образовательных организациях классов психолого-педагогической направленности
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
– Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.
– Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20.
– Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания СанПиН 1.2.3685-21.
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (актуальный на момент деятельности психолого-педагогических классов)».
– Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов психолого-педагогической направленности в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования.
– Концепция профильных психолого-педагогических классов.
Современное общество ждет молодого и активного, компетентного и мотивированного педагога/ наставника (в широком смысле этого слова), формирование которого должно начинаться не со случайного поступления в педагогический ВУЗ, а с осознания собственных педагогических ресурсов и потребности освоить человекоцентрированную профессию.
Раскрыть эти ресурсы и осознать потребность работать с людьми поможет ранняя профориентация и обучение в психолого-педагогическом классе, профессионализация которого будет реализовываться и через внеурочную деятельность.
Психолого-педагогическая деятельность предполагает взаимодействие с клиентами с целью становления и стабилизации познавательной, коммуникационной и эмоционально-волевой сфер, способностей и задатков, содействия гармоничному воспитанию личности.
Профессионал помогает:
- разрешать внутренние и межличностные конфликты;
- справляться с трудными жизненными ситуациями;
- бороться со стрессом;
- находить своё место в жизни;
- благополучно адаптироваться к новым условиям.
Профессионалы взаимодействуют с людьми разных возрастов, в зависимости от выбранного профиля подготовки. Психолого-педагогическое образование – кем работать: воспитателями, учителями или психологами.
Психолого-педагогическая деятельность требует специфических знаний. Получить высшее образование можно по программам бакалавриата в гуманитарных вузах страны. Обучение длится 2-5 лет. По завершению выпускник вправе посвятить себя научной среде – поступить на программы магистратуры или аспирантуры. Срок зависит от того, прошёл ли абитуриент подготовку СПО или планирует поступать сразу после 11 класса (а также от выбранного направления подготовки и формата получения образования – очно или заочно). Возможные профили:
- «Практическая психология»;
- «Педагогика дошкольного образования»;
- «Социальная педагогика»;
- «Педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования»;
- «Логопедия»;
- «Психолого-педагогические технологии в образовании» и т.д.
Факультете психолого-педагогического образования стремительно развивается и расширяется. Сегодня можно без труда найти интересующий профиль подготовки.
Помимо специфических знаний и навыков, соискатель на должность обязан обладать соответствующими личностными качествами, которые способствовали бы ведению продуктивной деятельности.
- Способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. Профессионал обязан вовлекаться в запрос, быть заинтересованным в достойном результате, искренне желать оказать соответствующую помощь и поддержку.
- Развитые коммуникационные навыки. Важно с первых минут общения уметь расположить к себе клиента, создать атмосферу безусловного доверия.
- Способность к абстрагированию. По возвращению домой педагог-психолог должен оставлять все свои эмоции, связанные с опытом, оставлять снаружи. Иначе постоянные переживания неминуемо спровоцируют профессиональное и эмоциональное выгорание.
Безусловно, соискатель на должность обязан быть максимально ответственным. От его подхода к работе напрямую зависит психологическое здоровье населения. Халатно относиться к такой специализации попросту недопустимо и чревато серьёзными последствиями для психики клиентов.
Помимо специфических знаний и навыков, соискатель на должность обязан обладать соответствующими личностными качествами, которые способствовали бы ведению продуктивной деятельности.
- Способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. Профессионал обязан вовлекаться в запрос, быть заинтересованным в достойном результате, искренне желать оказать соответствующую помощь и поддержку.
- Развитые коммуникационные навыки. Важно с первых минут общения уметь расположить к себе клиента, создать атмосферу безусловного доверия.
- Способность к абстрагированию. По возвращению домой педагог-психолог должен оставлять все свои эмоции, связанные с опытом, оставлять снаружи. Иначе постоянные переживания неминуемо спровоцируют профессиональное и эмоциональное выгорание.
Безусловно, соискатель на должность обязан быть максимально ответственным. От его подхода к работе напрямую зависит психологическое здоровье населения. Халатно относиться к такой специализации попросту недопустимо и чревато серьёзными последствиями для психики клиентов.
От качества обучения и воспитания подрастающего поколения напрямую зависит будущее всей страны. С самых ранних лет дети должны быть уверенными в себе и ориентированы только на успешность в долгосрочной перспективе. Специалист обучает жить в гармонии с собой и окружающим миром, адекватно оценивать собственные силы и не бояться преодолевать трудности.
По окончанию вуза можно трудоустроиться в государственные и частные школы, детские сады, центры развития или консультационные организации. Если продолжить обучение и защитить диплом магистра, можно пойти преподавать в заведение СПО. Аспирантура даёт право стать педагогом в вузе.
Психолого-педагогическое образование интересно тем, кто неравнодушен к обществу, сознанию и проблемам окружающих. В ходе обучения студенты познакомятся с историей становления науки, узнают обо всех принципах оказания поддержки, методах и инструментах, которые помогут выполнять работу в дальнейшем наиболее результативно.