На заседании педагоги обозначили основные проблемы в работе с детьми- мигрантами, обсудили алгоритм сопровождения детей данной категории. На практической части заседания, работая в группах, используя методические рекомендации, педагогам предстояло найти решения по наиболее сложным проблемам и представить их коллегам.
Основной механизм сопровождения детей мигрантов — психолого-педагогический консилиум (ППк). В его состав могут входить педагоги-психологи, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог и другие специалисты.
По итогам консилиума составляется список детей мигрантов, нуждающихся в специализированном сопровождении, и разрабатывается индивидуальный план для каждого из них. Роль классного руководителя ключевая: он координирует и обеспечивает взаимодействие специалистов, участвующих в процессе адаптации.
Некоторые задачи педагога в период адаптации детей мигрантов:
- создание в классе комфортной обстановки, чтобы дети мигрантов были приняты коллективом, могли ошибаться, не испытывая страха показаться смешными, встречали понимание и поддержку;
- содействие общению детей-мигрантов с ровесниками, вовлечение их в систему дополнительного образования (посещение кружков, секций) и внеурочную деятельность;
- помощь в понимании заданий и поручений педагогов;
- помощь детям, плохо говорящим на русском языке, в передаче информации альтернативными способами — картинками, жестами и др.;
- помощь в отработке наиболее важных для принимающей среды социальных навыков.
Формы адаптационных мероприятий:
- групповые занятия по изучению русского языка как неродного;
- мероприятия для всего класса с участием детей мигрантов: уроки толерантности, адаптационные игры и упражнения, фестивали, форумы, конкурсы, дебаты, деловые игры по правовым вопросам, дискуссионные площадки по личностным, этническим и другим вопросам;
- мероприятия для родителей (законных представителей) детей-мигрантов: консультации, открытые уроки, встречи с представителями администрации школы и органов местной власти;
- совместные мероприятия для родителей и детей: мастер-классы, соревнования, практикумы, регулярно действующие клубы, кружки, выставки, экскурсии, поездки;
- воспитательную работу по разъяснению норм поведения, этикета общения — тематические «этикетные» уроки и классные часы.
Также для организации эффективного обучения и облегчения адаптации детей-мигрантов можно использовать технологию наставничества. Роль наставника может взять на себя одноклассник или учащийся старших классов.